Previous Entry Share Next Entry
Политзаключенные в Тибете.
Oleg_inca
oleg_inca

Истории политзаключенных из Тибета

 




 

В наш прогрессивный 21 век слово пытки воспринимаются как пережиток чего-то средневекового, времен инквизиции. Тем более слово это никак не ассоциируется с экономически развивающимися странами! Но, тем не менее, такие вещи происходят, и не где-то, а в стране, которая принимала Олимпийские игры и давала обещание мировому сообществу вывести ситуацию с правами человека  на должный уровень.

Конечно, эту информацию вы не увидите по телевизору или в газетах, тем более в самой поднебесной, где цензура уничтожает любую неугодную правительству информацию.

 

****

 

 

Я хотел бы рассказать о людях, которых я встретил в индийском городе Дармсала.

С 1960 это дом для Далай Ламы и Тибетского Правительства в Изгнании. Гуляя по улицам Дармсалы, встречаешь огромное количество тибетцев, они составляют здесь большую часть населения, и со временем начинаешь воспринимать это как должное. Но не все здесь так просто, ведь эти люди родились в Тибете, и приехать в Индию их заставили репрессии и отсутствие свободы на родине. Эти люди оставили свой дом, своих близких и нелегально, рискуя жизнью, бежали из Тибета, часто пешком, пересекая Гималаи. Бежали в чужую страну в полную неизвестность, чтобы быть рядом со своим богом и лидером - Далаи Ламой. Практически каждый из этих людей может рассказать историю об ужасной жизни в Тибете после китайской оккупации, историю об ущемлении прав человека и нарушении всех свобод!

Многие из этих людей отсидели срок в тибетских тюрьмах, и не за убийство и грабеж, а всего лишь за мирное выражение своих политических взглядов. Когда я слушал истории этих людей, мне представлялся Гулаг, сталинские репрессии. Мне трудно было представить, что теперь в современном обществе, происходят такие же вещи, а мировые державы лицемерно не замечают их!

 

Первым с кем я встретился, был Вен Багдро (Ven. Bagdro) монах отсидевший 4 года в тибетской тюрьме за участив в мирной демонстрации

Вен Багдро и Джигме -товарищи по тюрьме.

Вен Багдро родился в 1968 г в маленькой деревушке Гьепа, недалеко от Лхасы. С 1985г он обучался в монастыре Ганден в Тибете. Выросший в семье фермеров он многого не знал о истории своей родной страны, но, придя в монастырь, Вен начал потихоньку разбираться в сложившейся политической ситуации. Большое впечатление на него произвела книга Его Святейшества «Моя земля и мой народ» которую ему подарили американские туристы. Если бы эту книгу нашли китайские полицейские, Вен немедленно бы отправился в тюрьму, поэтому он читал ее по ночам заперевшись в своей келье. 5 марта 1988 г Вен принял участие в большой демонстрации за свободу Тибета в Лхасе. В демонстрации принимало участие большое количество монахов из разных монастырей, общее число демонстрантов было более 4000. В 11 часов утра китайская полиция открыла огонь по демонстрантам, много человек погибло, сам Вен был ранен в ногу. Демонстрация приняла масштабный характер, тибетцы  шли по улицам, громя китайские административные здания. Тем не менее, Тибетцы сохраняли ненасильственный настрой, так Вен приводит в своей книге пример, когда один монах отнял у китайского солдата винтовку и вместо того чтобы применить ее против него, он просто сломал ее! Все же в результате демонстрации погиб один китайский солдат. Число погибших Тибетцев было конечно несоизмеримо больше, но китайские власти по своему обыкновению эту информацию умалчивают. Еще неделю после демонстрации Вен скрывался – его везде искала полиция. И все же ему пришлось сдаться, так как власти угрожали его семье тюрьмой. Итак, в апреле 1988 года он попадает в тюрьму. Обвинения: участие в антиправительственной демонстрации и убийство полицейского. Никакого полицейского он естественно не убивал.

Вместе с ним были осуждены 5 его товарищей по монастырю. Все они получили сроки от 4 до 14 лет не считая предварительного заключения 9 мес.  В течение этого периода их подвергали разнообразным пыткам и избиениям. Багдро провел в наручниках 30 дней, практически без еды, кроме той, что давали ему другие заключенные. Когда наручники сняли его левая рука сама непроизвольно тянулась вслед за правой при любом движении. Срок Вен провел в тюрьме Драпчи - самой большой тюрьме в Тибете. В своей книге «Ад на земле» он в подробностях описывает все, что с ним происходило, и поверьте мне, волосы встают дыбом, читая такие вещи. В тюрьме Вен и другие политзаключенные испытали на себе самое жестокое обращение. Они не получали достаточно еды, медицинского обслуживания, зато получали самую тяжелую работу. Другие заключенные очень уважали их за  борьбу и часто помогали с работой, но надсмотрщики быстро поняли это и оградили политических от других заключенных. Один из друзей Вена по имени Сонам Ванду был парализован из за побоев в тюрьме, это приняло мировую огласку и китайским властям пришлось выпустить его из заключения. Другой его друг Лакпа Тсеринг  умер  14 декабря 1990 г в тюрьме от простейшего заболевания  не получив должного мед обслуживания. Его тело было похоронено без экспертизы- дабы скрыть следы. Вен в своей книге утверждает, что он был отравлен служащими тюрьмы.

После освобождения Багдро пытался найти работу, но, как и большинство политзаключенных, не смог. Тогда он и решил посвятить свою жизнь борьбе за свободу Тибета! Собрав пожертвования в Тибетской коммуне, он решает на эти деньги бежать в Индию. Он и группа тибетцев предпринимают рискованный побег в Индию через Непал. Здоровье Вена было настолько подорвано тюрьмой, что по дороге у него начали отказывать почки. Он просил своих попутчиков оставить его, но они помогли ему добраться живым.

После побега из Тибета его здоровье было в критической ситуации. Вен был приглашен во Францию женой тогдашнего президента Ф. Миттерана для прохождения курса лечения. После этого он выступал по все Европе с лекциями о ситуации в Тибете. Так же он посетил Америку и  Австралию, рассказывая свою историю. 

Вен посвятил свою жизнь борьбе за свободу Тибета. Он написал книгу Ад на Земле(Hell On Earth) которая перетерпела уже 8 изданий и распространяется по всему миру. Сейчас он работает над новой книгой, которую планирует издать в ближайшее время. Вы сами можете приобрести эту книгу и в подробностях узнать о ситуации в Тибете, и тибетских тюрьмах.

 Вен Багдро работает над своей книгой даже ночью!

 

Лобсангу 34 года он родом из Лангтан Девачен, что южнее Лхасы. В Тибете был монахом в небольшом монастыре Дампочокол. Попал в тюрьму в 1992г за мирное выражение своих политических взглядов. Лобсанг вместе с друзьями по дхарме написали слоган «свободу Тибету», «китайцы вон из Тибета» на плакате и участвовали в мирной демонстрации. За это они получили по 4 года тюрьмы за исключением одного человека, который дал взятку китайским судьям и получил всего 2 месяца. Лобсангу тогда было 18 лет, двум его друзьям и того меньше - по 17 лет. Первые 6 месяцев они провели в предварительном заключении, во время которого неоднократно подвергались пыткам и избиениям. Их постоянно допрашивали, иногда по 12 часов в сутки, периодически избивая, китайцы хотели знать - кто стоит во главе демонстраций, и получают ли они инструкции от запада. Но простым тибетцам было нечего сказать, у них не было вожака, они все стояли как один за свободу Тибета. Надсмотрщики не верили им и поэтому продолжали пытать их и выбивать информацию, которой они просто не знали! Далее  он был переведен в тюрьму Драпчи, где отсидел еще 3года и 6 месяцев. Лобсанг рассказал о жестоком отношении к политзаключенным в тюрьме. Они получали недостаточно пищи, подвергались побоям и всегда получали самую тяжелую работу. Любимой пыткой китайских надсмотрщиков было подвешивание заключенных за руки на несколько часов! Политзаключенные не получали должной мед помощи в тюрьме многие умирали от простейших заболеваний, после чего тела хоронили без надлежащей мед экспертизы. Обычным заключенным запрещалось общаться с ними, они не имели права на амнистию и прав на свидания, как остальные заключенные.
 



Лобсанг на ступенях своего интернет кафе

После освобождения Лобсанг оставался в Тибете еще 3 мес. За политзаключенными велся жесткий надзор, им запрещалось возвращаться в монастыри и свободно передвигаться по стране. Работу было найти невозможно. Правительство не давало работы бывшим политзаключенным, а частные фирмы (где зарплата намного ниже) получали серьезные взыскания от чиновников если те узнавали что у них работает бывший заключенный. Таким образом китайское правительство оставляло этих людей без средств к существованию. Спустя 3 месяца Лобсанг решил бежать в Индию, он и еще 65 человек, которых он не знал раньше, в течение 28 дней, зимой в феврале преодолевали Гималаи на пути в Непал. Если вы хоть раз были в горах - вы поймете что это такое! В основном им приходилось идти ночью, так как днем их могли заметить китайские пограничники. Фонариков у них не было. Несколько человек умерло от переохлаждения. Лобсангу посчастливилось добраться живым. Он бежал в неизвестность. Сейчас Лобсанг находиться в Индии на положении беженца, каждый год ему надо делать новые документы. Вернуться на родину Лобсанг не может, так как  сразу же попадет в тюрьму на еще более длительный срок. Все родственники Лобсанга осталась в Тибете. По прибытии в Индию он не имел возможности связаться с ними в течение 5 лет!!! Только потом он смог передать письмо через туриста, отправляющегося в Тибет, и получил ответ с номером сотового телефона для связи. Но теперь, после мартовских демонстраций в Тибете, Лобсанг снова не может связаться со своей семьей, он даже не знает, живы они или  нет. Теперь Лобсанг живет в Дармсале, учиться английскому, он открыл небольшой бизнес - интернет  кафе. Даже в чужой стране у него больше свободы и шансов выжить, чем на собственной родине! Тем не менее он не оставляет шансов вернуться в Тибет и полностью поддерживает Далаи Ламу в его ненасильственной борьбе!

 

 

Джигме - друг Лобсанга, провел 6 лет в тюрьме


Джигме - друг Лобсанга, вообще большинство политзаключенных здесь-знакомы. Джигме провел в тибетской тюрьме 6 лет, с 1995 по 2001 гг. Родом Джигме из деревни Малдо, где он был послушником в местном монастыре. За участие в демонстрации он был схвачен и получил срок 6 лет, такой срок в других странах получают люди за очень тяжкие преступления, но никак не за выражение своих политических взглядов. Обращение в тюрьме было ужасным, но Джигме выжил. После освобождения он провел в Тибете 3 года, но так и не смог привыкнуть к новому клейму «политзаключенного» и
, подзаработав немного денег на временных работах, решил бежать в Индию. Деньги помогли ему облегчить свой побег, и, дав взятку китайским пограничникам в районе 1000$ (это огромные для тибетцев деньги), он совершил побег всего за несколько дней, а не за месяц. Мать, брат и сестры Джигме остались в Тибете. Сейчас у него нет возможности с ними связаться.

Когда мы общались с Джигме,  он часто улыбался, как и лидер тибетцев Далай Лама в своих интервью. Но 6 лет тюрьмы и побег из родной страны не выкинешь просто так.

Благодаря буддийскому образу мышления эти люди смеются, но у каждого за плечами трагедия!

 

***

 

Не только мужчины попадают в тибетские тюрьмы за свои политические взгляды. Беспощадна китайская коммунистическая машина и к представительницам слабого пола.

Мне удалось встретиться с двумя женщинами - монахинями из Тибета отсидевшими в тюрьмах 3 и 12 лет(!!!)

Таши Долкар сейчас 38 лет, родом она из г.Талунг недалеко от Лхасы. До 21 года Таши была монахиней в монастыре Чупсанг, где она молилась во благо всех живых существ! В 1991году она приняла участие в демонстрации за свободу Тибета, демонстрацию разогнала полиция, а Таши и её 4 сестер по дхарме задержали, и осудили за «подрыв государственной власти» сроком на 3 года. Срок Таши провела в тюрьме Татсанг Тсонкханг. Она рассказала об ужасном отношении со стороны надзирателей. Заключенных часто избивали, заставляли голодать, а если и кормили - то еда не отличалась от пищи для собак. Женщины получали такую же тяжелую работу, как и мужчины. Политические заключенные не имели права на свидания и амнистию. После освобождения Таши попыталась вернуться к нормальной жизни, но, как и большинство политзаключенных не смогла. Полиция установила постоянный надзор за ней, она нигде не могла получить работу. В результате в марте 2005 г она и еще 42 человека совершают побег из Тибета в Индию через Непал. Нет смысла рассказывать, каким опасным может быть путешествие через заснеженные Гималаи для женщины, но, тем не менее, Таши рискнула и смогла добраться до Индии. Чтобы пересечь Тибет и добраться до непальской границы у группы ушел почти месяц. Шли только пешком под покровом ночи, спали на открытом воздухе. Сложно представить западных женщин в таком рискованном путешествии, но судьба заставляет тибетских женщин совершать подобные путешествия, иногда вместе с грудными детьми!


Таши Долкар в своей комнате


Сейчас Таши живет в Дармсале, делит маленькую(около 7 м2) комнату с сожительницей монахиней, которая помогала нам как переводчик - Таши совсем не говорит по английски. Но она старается, посещает курсы английского языка  и компьютерного обучения, которые спонсирует Тибетское Правительство в изгнании. Так же правительство предоставило ей комнату и деньги на карманные расходы. В Тибете у Таши  остались 3 сестры и один брат. Как и все беженцы, после тибетских демонстраций в марте этого года, она не может связаться с родственниками, все телефоны прослушиваются и если полиция узнает что прошел звонок из Индии вся семья Таши рискует оказаться в тюрьме. Вот так и живут эти люди на чужой земле, не имея даже возможности поговорить со своей семьёй, но не оставляя надежды однажды вернуться на родину! Великий и гордый народ - Тибетцы!


Таши Долкар

 

Еще одну историю я услышал от женщины по имени Ригзен. Точнее не услышал, а прочитал, так как она совсем не говорила по-английски, но имела при себе готовое напечатанное и переведенное интервью. Такая подготовленность Ригзен объясняется большим интересом западных журналистов к ее истории, и это неудивительно, ведь она провела в заключение 12 (!!!) лет


Ригзен в своей комнате в общежитии для беженцев


Ригзен родилась в 1969 году в Локха (Тибет), ее семья занималась скотоводством.  До 1959 года семья Ригзен жила хорошо, но после оккупации китайцами Тибета, коммунисты отобрали у семьи все имущество. С детства она хотела быть монахиней, так как  восхищалась мудростью буддийских лам и красотой храмов, еще одной причиной было желание Рингзен учиться, но положение семьи не позволяло ей пойти в школу, а в монастыре она могла получить образование! Итак, в 17 лет она попадает в монастырь Шугсеп, который к тому моменту был практически полностью разрушен китайцами, 500 монахинь трудились над восстановлением монастыря. В 1989 г она и еще 20 монахинь из ее монастыря вышли на улицы Лхасы с мирной демонстрацией за независимость Тибета. Демонстрация была жестоко подавленна вооруженной полицией, участники избиты, одна монахиня в результате побоев скончалась через 15 дней. Вскоре после демонстраций в монастырь пришла группа китайских полицейских и предложила всем принять три правила:  признать Тибет исторической частью Китая, отказаться почитать Далай Ламу и прекратить выполнение религиозных церемоний. На этих условиях женщины могли остаться жить в монастыре. Как вы понимаете, эти 3 правила полностью исключают смысл быть монахом и исповедовать тибетский  буддизм, поэтому Рингзен и ее сестры по дхарме отказались подписывать этот договор. В сентябре 1989г они вышли на улицы Лхасы с лозунгами в поддержку независимости Тибета и возвращении Далай Ламы. Они были схвачены полицией, закованы в наручники и отправлены в предварительное заключение. Их обвиняли в  сепаратистской деятельности против китайского правительства. В первый же день в заключении их жестоко избили. Их подвешивали за руки на несколько часов, а потом избивали электрическими дубинками (электрошок), женщины сильно кричали, тогда полицейские засовывали дубинки им в рот и применяли электрошок. Об лица женщин тушили сигареты. Самой молодой монашке из группы было 16 лет, она была столь напугана, что не могла сдерживать мочу. Подобное отношение к женщинам можно сравнить с военными преступлениями фашистов. Подобные пытки и избиения продолжались на всем протяжении допросов, на которых китайцы хотели узнать, кто стоит во главе тибетских выступлений.

Основной срок Рингзен провела в тюрьме Куза. Заключенные получали мало еды, порой вся пища сводилась к корке хлеба и стакану черного чая без сахара утром и вечером, а по воскресениям порой вообще не получали пищи, так как  воскресение выходной, заключенные не работали, видимо надсмотрщики предлагали им отдохнуть и от еды!

Во  время пребывания в тюрьме мать Рингзен умерла, после освобождения, когда монахиня вернулась в родную деревню отец и браться не узнали ее - настолько она была истощена. Позже Рингзен отправилась в Лхасу, чтобы пройти 2х месячный курс лечения, после лечения она хотела остаться в Лхасе на заработки, но не смогла. Китайские чиновники выдворили ее из города, так как политическим заключенным нельзя оставаться в столице ввиду возможности вести политическую деятельность и общаться с западными туристами.

Таким образом, у Рингзен не было возможности вести ни религиозную жизнь, ни зарабатывать на пропитание. Долгое время она не могла найти никакой работы, в конце концов, она и группа заключенных решили открыть свой бизнес - тибетский ресторан, но китайские чиновники сказали, что им придется повесить в ресторане китайский флаг, это было для тибетцев унизительно, они отказались от этой идеи!

В 2006 году Рингзен решается на побег в Индию, и, несмотря на сложность побега, благополучно добирается. После этого долгие месяцы лечения.

Теперь дом Рингзен- Дармсала. Все ее родственники в Тибете, их судьба ей неизвестна. Рингзен активно принимает участие в борьбе за свободу Тибета, выходит на демонстрации общается с западными журналистами. Когда я увидел эту женщину в крохотной комнате общежития, я смотрел на нее как на еще одного тибетского беженца, но теперь, прочитав ее историю, я совсем по другому смотрю на ее фотографию. Мне кажется, в ее печальных глазах можно увидеть всю боль тибетского народа.
 

 Ригзен

Многие могут подумать, что эта статья ложь, или факты в ней сильно преувеличены…в этом случае вы можете сами посетить г. Дармсала на севере Индии и встретиться с любым из этих людей, а так же с любым из огромного числа беженцев. И каждый расскажет вам примерно одинаковую историю полную боли и отчаяния. Крайне печально, что целый народ с богатейшей историей и культурой подвергли пыткам и уничтожению в наш современный век экономического развития. Я искренне молюсь за этих людей и надеюсь на скорейшее разрешения тибетского вопроса в пользу тибетцев

Эту статью вы так же можете почитать на сайте savetibet

 

 


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account